Образование для всех 

28 марта 2019 г. 16:48:00

28 марта в МБОУ СОШ№3 им. И.А. Левченко г. Семикаракорска состоялся областной форум «Школа—территория для всех». Целью форума было обобщение эффективного опыта развития муниципальной системы инклюзивного обучения на уровнях дошкольного и общего образования.  В МБОУ СОШ№3 им. И.А. Левченко г. Семикаракорска приехали специалисты отделов образования, директора школ, заместители руководителей, педагоги из 12 районов Ростовской области.

     Около ста учителей и воспитателей объединила тема инклюзивного образования. Поприветсвовали присутствующих директор школы В.Н. Шибанова и заместитель заведующего Отделом образования Администрации Семикаракорского района Е.Н. Бровина. Далее согласно программе форума заместитель директора МБОУ СОШ№3 им. И.А. Левченко г. Семикаракорска И.Г. Щербинина привела статистические данные о детях с ОВЗ обучающихся в своей школе, а затем в течение всего мероприятия между выступлениями докладчиков делилась формами и методами работы с особенными детьми в МБОУ СОШ№3 им. И.А. Левченко г. Семикаракорска.

    Само слово «инклюзивный» происходит из латинского слова «inclusio», что означает «включение, заключение». Инклюзивное образование, соответственно, отличается тем, что включает в процесс обучения как здоровых детей, так и ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Оно призвано поддержать людей с особенностями здоровья, включив их в социум с самого детства. А начинается образование ребёнка с дошкольного образовательного учреждения, поэтому и первым выступающим стала Дубровина Н.Г., учитель-логопед, МБДОУ «Сказка» г. Семикаракорска. Наталья Геннадьевна рассказала о психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС ДО. Она поделилась опытом работы педагогического коллектива детского сада «Сказка». Продолжением разговора стало выступление заведующим МБДОУ Д/с № 11 «Светлячок» г. Гуково Лопиной Е.С. Она говорила об организации инклюзивного образования в условиях дошкольной организации и образовательно-воспитательной Модели «МЫ ВМЕСТЕ».

   Инклюзивное образование открыло детям с ОВЗ двери обычных детских садов, школ, техникумов, колледжей и ВУЗов. Конечно, для этого в обычных образовательных заведениях должны быть созданы соответствующие условия, которые сделают процесс обучения доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такое понятие, как «ребенок с ОВЗ», появилось в России только в 2007 году, введенное законом № 120-ФЗ. Оно включает не только маленьких инвалидов, а довольно неоднородную группу, куда входят дети с нарушениями слуховой и зрительной функций, интеллекта, с расстройствами поведения, ДЦП и т.д. А определение инклюзивному образованию дал законодательный акт Закона «Об образовании» № 273-ФЗ. Инклюзивность характеризуется обеспечением одинакового доступа к получению знаний для всех детей страны с учетом индивидуальных возможностей каждого. В действующем Законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в статье 79 говорится, что «…образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия.  То есть инклюзивное образовательное учреждение — это заведение для всех детей: здоровых и с инвалидностью либо ограниченными возможностями, сирот и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

     Инклюзия предполагает разработку специальных программ, которые бы отвечали потребностям и соответствовали возможностям каждого обучающегося. Соответственно дальше разговор на форуме пошёл о создании адаптированных образовательных программ и об их эффективности на сегодняшний день. По данному вопросу выступила И.А. Баранчикова, учитель начальных классов МБОУ СОШ№3 им. И.А. Левченко г. Семикаракорска. Ирина Андреевна поделилась опытом об особенностях работы над созданием адаптированной программы и рассказала о том какие результаты в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ достигнуты сегодня педагогами МБОУ СОШ№3 им. И.А. Левченко г. Семикаракорска.     

    Инклюзивная программа образования, несомненно, имеет свои неоспоримые достоинства. Дети с ОВЗ растут в обыкновенной среде, не ощущая себя «особенными» и оторванными от общества.

      Далее согласно программе форума поделились опытом работы по инклюзивному образованию педагоги Обливского района. Перед присутствующими выступила Пагонцева М.В., директор МБОУ Обливская СОШ №1. Она рассказала о развивающей среде в инклюзивной школе, которое начинается от профессионального роста педагога и соответственно ведёт к развитию каждого ребенка.     

    Продолжением разговора стал опыт работы коллег Сусатской школы по психолого-педагогическому сопровождению «Навстречу друг другу». С которым выступила Морозова Н.Г., педагог - психолог МБОУ Сусатская СОШ Семикаракорского района. О социализации и развитии детей с особенными возможностями развития в полиэтнической среде рассказала И.В. Сахнова, директор МБОУ Висловская СОШ.

Основным ожидаемым результатом инклюзивного образования является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

   О преодолениях трудностей учения детей с ОВЗ, о нейропсихологическом подходе рассказала Ю.В. Якушева, педагог—психолог МБОУ СОШ №2 им. А.А. Араканцева г. Семикаракосрка. Педагогу важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относиться к имеющимся между детьми различиям. И безусловно необходимым, и полезным для работы всех присутствующих в зале стал опыт представленный Лезговко Л.А. педагога-психолога ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48», о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве.

     В завершение выступила Щербинина И.Г., зам. директора по УР МБОУ СОШ №3 им. И.А. Левченко г. Семикаракорска. Ирина Георгиевна рассказала о модели организации продуктивной среды в пространстве инклюзивного образования в своей школе. Она подвела итоги форума завершив своё выступление словами из Конвенции Организации Объединённых Наций о правах ребёнка: «Мы работаем в первую очередь в интересах детей. «Все дети имеют надежду и возможности. Все дети имеют право на охрану здоровья, безопасность и развитие. Все дети имеют право голоса и возможность влиять на решения, касающиеся их жизни».

      Самое главное, что ребенок с ОВЗ получает шанс вырасти в обычной социальной среде, что позволит ему в будущем стать активным членом общества.

Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2020 Правительство Ростовской области